Расходы на содержание транспорта

2995
Губернаторова Н. Н.
КФ РГАУ – МСХА им. К. А. Тимирязева, доцент кафедры бухгалтерского учета
В целях предотвращения слива топлива из баков служебных машин руководство сельхозпредприятий обычно устанавливает для водителей нормы расхода ГСМ. При этом возникает вопрос, какие лимиты применять в налоговом учете: свои или утвержденные Минтрансом? Финансисты уже не раз высказывались в пользу министерских норм, однако в Налоговом кодексе РФ такое нормирование не предусмотрено. Но это не единственный проблемный вопрос учета затрат, который возникает при эксплуатации техники...

Учет затрат

Следуя Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости... (утверждены приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. № 792), расходы на содержание и эксплуатацию собственного автотранспорта организации учитывают на субсчете «Автомобильный транспорт» счета 23 «Вспомогательные производства».

При большом парке автомобилей к этому субсчету можно открыть следующие аналитические счета:

– «Грузовой автотранспорт» (бортовые машины, самосвалы, бензовозы, молоковозы и т. д.);
– «Пассажирский автотранспорт» (автобусы и др.);
– «Легковой автотранспорт» (автомобили разных модификаций);
– «Специальные автомашины» (тягачи, краны и т. д.).

При небольшом парке автомобилей можно открыть всего один аналитический счет, на котором будут учитываться затраты по всем машинам независимо от их марок и грузоподъемности.

Типовая номенклатура статей затрат по содержанию автотранспортных средств выглядит следующим образом:

1) материальные ресурсы (в основном это стоимость горюче-смазочных материалов);

2) оплата труда (шоферов, обслуживающего и административно-управленческого персонала);

3) отчисления на социальные нужды (по установленным ставкам ЕСН);

4) содержание автотранспортных средств (амортизация и ремонт);

5) работы и услуги вспомогательных производств;

6) прочие затраты.Расходы на ГСМ

Стоимость бензина, дизеля и смазочных масел учитывают на счете 10 «Материалы» (субсчет «Топливо»).

Довольно часто организации приобретают бензин по безналичному расчету, получая при этом от заправщика талоны или пластиковые карты на определенную сумму и количество бензина, а также документы (накладные, счета-фактуры), позволяющие зачесть «входной» налог на добавленную стоимость по произведенным расходам.

В этом случае в бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо»
КРЕДИТ 60 (76)
– оприходованы приобретенные ГСМ;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)
– отражен «входной» НДС;ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19
– возмещен «входной» налог из бюджета.

А вот если бензин купили за наличные, ситуация сложится иная: в качестве оправдательного документа выступает кассовый чек автозаправочной станции, в котором сумма налога на добавленную стоимость не всегда выделяется отдельной строкой. И тогда всю сумму, указанную в чеке, придется включать в расходы при расчете налога на прибыль.

Стоимость ГСМ списывается в состав затрат на основании путевых листов. В них указывают порядковый номер и дату выдачи листа, марку и государственный номер автомобиля, время выезда и возвращения в гараж, показания спидометра до и после возвращения, остаток топлива в баке на начало и конец дня, расход топлива, а также маршрут следования автомашины. Далее все путевые листы заносят в накопительную ведомость учета работы автотранспорта. По грузовому транспорту учет ведется в тонно-километрах, по легковому транспорту и автобусам – в километрах пробега, по транспортным средствам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, – в соответствии с отработанным временем.

В налоговом учете стоимость ГСМ относится к категории прочих затрат (п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом расходы должны быть экономически оправданны. Поэтому в организациях внутренним приказом должны быть утверждены нормы расхода топлива. А вот в каком размере организация может утвердить эти нормы – вопрос спорный. К примеру, финансисты указывают, что нужно руководствоваться нормами, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (письмо от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15*).

Арбитры также считают, что, поскольку в Налоговом кодексе РФ нормирование «горючих» расходов в целях налогообложения прибыли не предусмотрено, нормы Минтранса носят лишь рекомендательный характер (постановление ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. № А09-3658/07-29).Ремонт и техническое обслуживание автомобилей

Еще одной существенной статьей расходов по содержанию автотранспорта организации являются затраты на его ремонт и техническое обслуживание. В бухучете они отражаются в составе расходов того отчетного периода, к которому относятся. Аналогично они принимаются и в налоговом учете при методе начисления (ст. 260 Налогового кодекса РФ).

Ремонт (капитальный, средний, текущий) и техобслуживание автотранспортных средств может производиться как силами самой организации, так и автосервисом. Однако в любом случае расходы на ремонт должны быть подтверждены документально (ведомостью дефектов, актом приемки-сдачи отремонтированных основных средств и т. п.).ПРИМЕР 1

В мае организация отремонтировала собственными силами автомобиль «ВАЗ-2112». Расходы на эту операцию включают в себя:

– начисление зарплаты рабочим (с отчислениями на социальное страхование) – 8300 руб.;
– приобретение запчастей – 6382 руб. (без учета НДС);
– оплату услуг других вспомогательных производств – 674 руб.

В бухгалтерском учете это отражено так:ДЕБЕТ 23 субсчет «Выполнение ремонтных работ»
КРЕДИТ 70 (69)
– 8300 руб. – начислена зарплата ремонтным рабочим (со страховыми отчислениями);ДЕБЕТ 23 субсчет «Выполнение ремонтных работ»
КРЕДИТ 10
– 6382 руб. – списана стоимость запчастей;ДЕБЕТ 23 субсчет «Выполнение ремонтных работ»
КРЕДИТ 23 субсчет «Расходы прочих вспомогательных производств»
– 674 руб. – отнесена на затраты стоимость услуг вспомогательных производств.

Чтобы стоимость ремонта списывать на расходы равномерно, организация может создать на эти цели резерв. Поступить так в бухучете ей позволяет пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. А в налоговом учете – статья 324 Налогового кодекса РФ (она же определяет правила формирования резерва).ПРИМЕР 2

Организация отремонтировала автомобиль на станции техобслуживания (СТО). При этом стоимость услуг СТО составила 36 000 руб. (в том числе НДС – 5491,53 руб.). Отметим, что в организации создается резерв на ремонт основных средств. Поэтому в бухгалтерском учете будут сделаны записи:ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 60
– 30 508,47 руб. (36 000 – 5491,53) – отнесена на затраты стоимость ремонта;ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 5491,53 руб. – отражен НДС по ремонту;ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19– 5491,53 руб. – принят к вычету налог на добавленную стоимость по ремонту;ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 36 000 руб. – оплачены услуги СТО по ремонту.Страхование

К затратам, неизбежно возникающим при использовании автотранспортных средств, относятся и расходы, связанные со страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (как того требует Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

В налоговом учете такие затраты включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательно (п. 2 ст. 263 Налогового кодекса РФ). В целях налогообложения можно учесть и расходы на добровольное страхование транспорта – по договору КАСКО (п. 1, 3 ст. 263 Налогового кодекса РФ). Такой же вывод сделан в письме УФНС России по г. Москве от 2 марта 2006 г. № 20-12/16322.
При методе начисления «страховые» расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором организация перечислила (выдала из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Если же взнос уплачивается разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Если платеж уплачивается в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Такой порядок прописан в пункте 6 статьи 272 Налогового кодекса РФ.ПРИМЕР 3

Сельхозорганизация заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности автомобиля «ВАЗ-2112» сроком на один год.

Согласно договору сумма страховой премии, уплаченная при его заключении, составила 8240 руб. Договор действует с 1 августа 2009 года по 31 июля 2010 года. В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления (налог уплачивается поквартально).

Таким образом, в налоговом учете в августе–сентябре в расходы будет включено:

8240 руб. : 365 дн. х 61 дн. = 1377,10 руб.

А в бухгалтерском учете сельхозорганизация отразит:ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76
– 8240 руб. – отражены расходы по договору обязательного страхования гражданской ответственности;ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 8240 руб. – уплачена страховая премия;ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 97
– 686,67 руб. (8240 руб. : 12 мес.) – отнесена на расходы часть страховой премии (за отчетный месяц).

А вот взносы по договорам добровольного страхования ответственности владельцев автотранспорта не могут признаваться для целей налогообложения прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 1 августа 2007 г. № 20-12/073169).

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

– Должна ли организация включать в расходы стоимость израсходованных ГСМ исключительно по нормам, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р?
– Налоговые инспекторы будут ориентироваться на нормы, утвержденные Минтрансом России. Однако если фактически у сельхозпредприятия происходит более повышенный расход ГСМ, оно должно быть готовым доказать обоснованность повышенного расходования за счет условий эксплуатации либо иных специфических факторов. То есть учесть расходы в размерах, превышающих нормы Минтранса, можно. Но повторюсь – для этого нужно доказать обоснованность такого повышенного расхода.

Если же организация внутренними документами изначально утверж-дает нормы расхода «горючки» в большем размере, чем установлено Минтрансом, для этого должны быть обоснования. Большее или меньшее количество служебных разъездов вряд ли будет убедительным, имея в виду, что нормы установлены на единицу пробега.

О.Д. ХОРОШИЙ,
руководитель Управления ФНС России по Челябинской области

ПРОВЕРЬТЕ НАЛИЧИЕ ЛИЦЕНЗИИ У СТРАХОВЩИКА

Как следует из статьи 927 Гражданского ко-декса РФ, обязательное и добровольное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом (страхователем) со страховщиком.

Согласно пункту 1 статьи 32 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.

При этом право на ведение деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, который получил соответствующую лицензию.

Таким образом, если страховая компания не имеет лицензии на соответствующий обязательный или добровольный вид страхования, то расходы сельхозорганизации на уплату взносов не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа Главбуха

    Школа

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас




    © ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
    Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-62670 от 10.08.2015

    
    Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

    Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

    • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
    • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
    • Он-лайн калькуляторы
    • Специальный Бухгалтерский календарь
    • Сервис «Ответ за 24 часа»
    • Обучение в Высшей Школе Главбуха

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль