Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

  • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
  • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
  • Он-лайн калькуляторы
  • Специальный Бухгалтерский календарь
  • Сервис «Ответ за 24 часа»
  • Обучение в Высшей Школе Главбуха

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
-

Расчет платы за загрязнение окружающей среды

16 сентября 2010
4041
Средний балл: 0 из 5
Автор:
Федеральная служба по труду и занятости, юрист, член Палаты налоговых консультантов МНЕНИЕ экспертазаместитель руководителя

За неуплату экологических сборов организации грозит штраф. Причем Ростехнадзор вправе взыскать неуплату в течение трех лет (постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2010 г. № 16772/09). Избежать сложностей поможет наш материал.

Сельхозорганизации платят за загрязнение

Плата за загрязнение окружающей среды предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ). Ее вносят сельскохозяйственные организации, которые:
- выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества от стационарных и передвижных источников;
- сбрасывают загрязняющие вещества в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещают загрязняющие вещества под землей;
- размещают отходы.

Это предусмотрено пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 года.

Перечислять в бюджет экологические платежи обязаны все организации независимо от вида деятельности (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632). Сельхозорганизации не являются исключением. Причем даже если они применяют спецрежимы (ЕСХН или «упрощенку»), платить такие сборы нужно в общеустановленном порядке. И даже в том случае, если объект негативного воздействия получен в аренду (при условии, что он используется организацией). Плательщики подлежат постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора (ведомство, которое ведет госконтроль за загрязнением окружающей среды) по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту госрегистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия.

Порядок расчета
О том, в каком порядке рассчитывается плата за загрязнение, сказано в постановлении Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее постановление № 632). Плата зависит от степени загрязнения окружающей среды. Постановлением № 632 установлено два базовых норматива платы:
- за загрязнение в пределах допустимых нормативов;
- за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Они определены для каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода), вида вредного воздействия с учетом степени их опасности. Нормативы установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (далеепостановление № 344).

В зависимости от вида загрязнения к ним применяют различные коэффициенты (приведены в постановлении № 344 и Федеральном законе от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ).

Чтобы определить ставку платы, нужно умножить базовый норматив на коэффициенты. При этом за сверхлимитное загрязнение сумма увеличивается в пять раз.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Чаще всего сельхозорганизации платят за размещение отходов и загрязнение атмосферы передвижными источниками (автомобилями). Разберем порядок их расчета.

Расчет платы за размещение отходов
Сельхозпредприятия избавляются от мусора, как правило, заключив договор со специализированной компанией, которая вывозит и утилизирует отходы. Обратите внимание: по общему правилу платит за негативное воздействие на окружающую среду собственник отходов. И если в договоре не предусмотрен переход права собственности на мусор к исполнителю, платит за загрязнение фирма-заказчик. Такой вывод сделан в письме Ростехнадзора от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001. Если фирма сама вывозит отходы, она является плательщиком.

Правовые основы обращения с отходами установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ).

Плательщик сборов должен:
-встать на учет в территориальном органе Ростехнадзора;
- составить и согласовать с Ростехнадзором проект нормативов и лимитов на размещение отходов (п. 4 Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461). Если сельхозпредприятие не разработало проект, все размещенные им отходы будут признаны сверхлимитными;
- получить от Ростехнадзора утвержденные нормативы образования отходов, лимиты и разрешение на их размещение;
- вести учет отходов, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения (ст. 11, 19 Закона № 89-ФЗ);
- организовать обучение лиц, которые имеют допуск к обращению с отходами (п. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ; ст. 15 Закона № 89-ФЗ).

Норматив платы по классам опасности отходов указан в приложении № 1 к постановлению № 344.

Принадлежность отходов фирмы к определенному классу можно определить по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786.

Размер платы в пределах годового лимита на размещение отходов рассчитывают по формуле.
Она такова:

Пл = Нл × Кэ × Ки× М,
где Пл - размер платы за размещение определенного отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Нл - норматив платы за одну тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.); Кэ - коэффициент, учитывающий экологические факторы; Ки - коэффициент индексации; М -количество мусора за отчетный период (т, куб. м).

Отходы обычно измеряют в кубических метрах, и для того чтобы перевести их в весовые единицы, нужно знать плотность отходов.

Сведения можно получить из лимитов предприятия или воспользоваться специальной литературой.

Обратите внимание: платить за отходы нужно не всегда. Плата не взимается при использовании отходов в собственном производстве в течение трех лет (приложение № 1 к постановлению № 344).

Расчет платы за выбросы в атмосферу от автомобилей

Эксплуатация автомобилей, не прошедших техосмотр, запрещена. Поэтому дополнительное индивидуальное лимитирование загрязнений от выхлопов не применяется и проект нормативов разрабатывать не нужно.

Плата установлена за единицу израсходованного топлива в зависимости от его вида. Она определяется по формуле:

П = Н & ×Кэ ×Кг ×Кпр × Ки ×Т,
где П - размер платы за загрязнение воздуха (руб.); Н - норматив платы за выброс одной единицы измерения топлива (руб.); Кэ - коэффициент, учитывающий экологические факторы; Кг - коэффициент за выбросы в атмосферный воздух городов; Кпр - коэффициент для особо охраняемых природных территорий; Ки - коэффициент индексации; Т - количество израсходованного топлива за отчетный период (т).

Количество израсходованного топлива определяется по данным бухгалтерского учета.

Так как норматив платы установлен за тонну, литры необходимо перевести в тонны. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива. Данные о плотности можно найти в накладной на отпуск топлива или в спецификациях.


Отчетность по экологическим платежам и сроки их уплаты
Расчет платы сельхозорганизация производит самостоятельно, хотя по своему усмотрению вправе воспользоваться услугами сторонних компаний. Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Расчет сдают в одном экземпляре в службу Ростехнадзора по местонахождению каждого передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов. Представить расчет и внести плату нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за календарным кварталом (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

Бухгалтерский учет

Плата за негативное воздействие на окружающую среду признается расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Начисление сумм отражают проводкой:ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 68 (76)-начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению автора, методологически правильнее использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», поскольку данный вид обязательных платежей не налог. Выбранный вариант учета необходимо зафиксировать в учетной политике.

Фактические затраты на разработку проекта нормативов отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов». В течение срока действия документации их ежемесячно равными долями списывают на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Основание - нормы пункта 19 ПБУ 10/99.

Особенности налогового учета

Налоговый кодекс РФ (подп. 7 п. 1 ст. 254) разрешает учесть в расходах платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Плату за сверхнормативные выбросы (сбросы) учесть в расходах нельзя (п. 4 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Чиновники финансового ведомства считают, что выбросы (сбросы) в пределах лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающие предельно допустимые нормативы, в расходах не учитываются (письмо Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403). По их мнению, они относятся к сверхнормативным.

Суды по данному вопросу чаще всего встают на сторону плательщиков сборов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. № А26-7961/2006-218, решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 декабря 2006 г. № А40-53981/06-117-338). Но есть и противоположные судебные решения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 января 2006 г. № А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1). Расходы по оплате услуг сторонних организаций на разработку лимитов сельхозпредприятие может включить в налогооблагаемую базу на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105, от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/127).

Организации на «упрощенке» могут учитывать в составе расходов платежи за загрязнение только в пределах установленных нормативов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16; подп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ; письма Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-06-06-04/1, от 17 мая 2005 г. № 03-07-03-04/20). Если организация применяет ЕСХН, то расходы также включают в состав материальных (подп. 5 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Расходы по оплате услуг сторонних организаций на разработку лимитов организации на «упрощенке» учитывают на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-11-04/2/46). Плательщики ЕСХН - на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

За нарушения предусмотрена ответственность
Если сельхозпредприятие нарушит сроки внесения экологических платежей, то за это предусмотрена административная ответственность (ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Суммы штрафов такие:
- для должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;
- для юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Если не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами, то за это предусмотрены еще более суровые меры наказания, вплоть до приостановления деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).


Согласно пункту 31 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626, пени на сумму недоимки не начисляются (далее - Методические рекомендации).

Штрафы за непредставление расчета платы, а также за подачу расчета с опозданием не предусмотрены.

Правда, такие действия контролеры вполне могут расценить как сокрытие или искажение экологической информации и привлечь организацию к ответственности по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды составляет один год (п. 58, 59 Методических рекомендаций). Этот срок исчисляется с момента истечения сроков внесения платы, представления расчетов.

Однако совсем недавно Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 30 марта 2010 г. № 16772/09 указал, что требование о взыскании платы может быть заявлено Ростехнадзором в течение трех лет.Важно запомнить

Если объект негативного воздействия получен в аренду, вносит экологические платежи лицо, фактически его эксплуатирующее. Размещение отходов оплачивает их собственник.
Срок предоставления расчета и внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).

В налоговых расходах можно учесть только платежи за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сверхнормативные выбросы и выбросы в пределах лимитов включить в налоговые расходы нельзя.
logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.