В хозяйство пришли контролеры из Россельхознадзора

3114
Звоненко Д. П.
юрист
Чиновники Россельхознадзора напомнили организациям, что при вывозе зерна с территории страны именно их ведомство будет проводить проверку качества продукции (письмо от 19 августа 2011 г. № ФС-АС-3/10964). О том, какие еще проверки могут проводить контролеры и в каком порядке они проходят, – в статье.

Что будут проверять контролеры

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, или сокращенно Россельхознадзор, является федеральным органом исполнительной власти.

В его функции входит контроль и надзор в сфере:

– ветеринарии;

– обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

– карантина и защиты растений;

– безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

– обеспечения плодородия почв;

– обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, семян, комбикормов, а также компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна;

– земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

Также в функции ведомства входит защита населения от болезней, общих для человека и животных.

Россельхознадзор находится в ведении Минсельхоза России.

Правовую основу его деятельности образует большая группа федеральных законов.

В их числе:

– Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»;

– Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

– Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»;

– Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

– Федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений»;

– Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и федеральные законы (технические регламенты), принятые в соответствии с этим законом. Одним из характерных примеров таких регламентов, которые учитывают специфику деятельности Россельхознадзора, является Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Среди нормативных правовых актов подзаконного характера, регламентирующих деятельность Россельхознадзора, в первую очередь можно отметить постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327, которым утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Отметим, что с образованием Таможенного союза ряд контрольных полномочий Россельхознадзора перешел к его коллегам из Беларуси и Казахстана. Однако это не значит, что у данного органа стало меньше работы.

Перечень оснований, по которым чиновники могут посетить сельскохозяйственные предприятия, по-прежнему внушителен.

За что привлекают к ответственности

Специалисты ведомства вправе привлекать хозяйства к административной ответственности.

Прежде всего за нарушения, связанные с санитарными или ветеринарными правилами.

Иными словами, они могут наказывать хозяйства за нарушения, предусмотренные статьями 10.6–10.8, частью 8 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Это следует из статьи 23.14 данного кодекса.

К примеру, статьей 10.6 установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.

Статьей 10.7 – ответственность за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных.

А статья 10.8 подразумевает ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

Существует ряд других статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым контролеры привлекают организации к ответственности.

В частности, это:

– статья 7.18, которая предусматривает ответственность за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна. Штраф для организаций за подобного рода нарушения может составить от 10 000 до 20 000 руб.;

– статья 8.3 – применяется в рамках нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при их испытании, производстве, транспортировке, хранении, применении и ином обращении, которое может повлечь за собой причинение вреда окружающей среде. Наказание в данном случае может быть выражено в виде штрафа в размере от 10 000 до 100 000 руб. или административного приостановления деятельности организации на срок до 90 суток. Для предпринимателей штраф может составить от 2000 до 5000 руб., а также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– статья 8.6, которая предусматривает ответственность за правонарушения, относящиеся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения. За уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными веществами хозяйство могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 40 000 руб. или приостановить деятельность на срок до 90 суток;

– статья 8.7 – предусматривает ответственность за нарушения, совершенные в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли. Размер штрафа за данные правонарушения может составить для организаций от 40 000 руб. до 50 000 руб.;

– статья 10.1, которая устанавливает административную ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. За подобного рода нарушения сумма штрафа может составить для хозяйства от 5000 руб. до 10 000 руб.

В каком порядке проходят проверки

Россельхознадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…».

Сами проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Предстоящую проверку Россельхознадзор должен согласовать с прокуратурой.

Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294ФЗ. Поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д.

Также Россельхознадзор внепланово может проверить, как организация исправила нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.

Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры.

Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.

Назначать проверку может руководитель территориального органа Россельхознадзора либо его заместитель.

Для этого выписывается распоряжение, в котором оговариваются основания, сроки, цели предстоящей ревизии, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов и т. д. Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо организации с этим распоряжением.

Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения.

Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать на территорию организации.

Стоит учесть, что сотрудники Россельхознадзора не имеют права проводить контроль, если при этом отсутствуют руководитель или иные должностные лица сельхозпредприятия.

Хотя лично руководителю организации не обязательно присутствовать при проверке.

Это можно поручить любому должностному лицу или уполномоченному представителю.

В свою очередь руководство хозяйства обязано представить контролерам все необходимые документы, обеспечить доступ на территорию.

Выездная проверка проводится по местонахождению сельхозорганизации и (или) по месту фактического ведения деятельности.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю организации или иному должностному лицу под роспись. Если сделать это не представляется возможным, акт высылается по почте с уведомлением о вручении.

Если хозяйство привлечено к административной ответственности, то об этом составляется протокол.

В каком порядке обжалуется решение проверяющих

Сельхозпредприятие, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление как в досудебном порядке (подать жалобу в центральный аппарат Россельхознадзора), так и судебном (обратиться в арбитраж).

Практика рассмотрения дел с участием Россельхознадзора на сегодня достаточно обширна. Имеются решения как в пользу чиновников, так и в пользу организаций.

Так, Управление Россельхознадзора по Самарской области провело проверку хозяйства. Выяснилось, что организация провела снятие и перемещение плодородного слоя почвы без соответствующего разрешения.

По итогам проверки был составлен акт, а также протокол (хозяйство привлекли к административной ответственности по части 1 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наложив штраф в размере 25 000 руб.).

Организация не согласилась с таким решением и обратилась в арбитражный суд.

В ходе рассмотрения материалов было выявлено, что земляные работы были согласованы с фактическим владельцем участка.

Также было установлено, что порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного слоя на территории Самарской области, вообще не определен.

Более того, в протоколах чиновники обязаны указывать сведения о месте, времени совершения и событии правонарушения.

А составленный контролерами протокол данные сведения не содержал.

При таких обстоятельствах суд поддержал хозяйство – постановление ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А55-22397/2009.

Среди дел, в которых хозяйствам также удалось отстоять свою правоту, можно выделить постановления ФАС Московского округа от 13 апреля 2010 г. № А41-30517/09, ФАС Поволжского округа от 27 февраля 2010 г. № А55-19749/2009, ФАС Поволжского округа от 23 сентября 2010 г. № А55-2970/2010.

Но есть и решения не в пользу организаций – постановление ФАС Поволжского округа от 23 сентября 2010 г. № А55-12984/2009.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа Главбуха

    Школа

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас




    © ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
    Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-62670 от 10.08.2015

    
    Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

    Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

    • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
    • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
    • Он-лайн калькуляторы
    • Специальный Бухгалтерский календарь
    • Сервис «Ответ за 24 часа»
    • Обучение в Высшей Школе Главбуха

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль