Прокуратура проводит проверку агрофирмы

2558
Шестакова Е. В.
ООО «Актуальный менеджмент», генеральный директор, к. э. н.
В своей деятельности сельхозпроизводители могут столкнуться с различными видами проверок, в том числе и с теми, что проводит прокуратура. Чем данная проверка может быть вызвана, как проводится и как оспорить решение о привлечении к ответственности, читайте в статье.

Когда прокуратура может заинтересоваться хозяйством

Как и большинство надзорных ведомств, Прокуратура РФ может проводить плановые и внеплановые проверки.

Перечень хозяйств, которые будут проверены в плановом порядке, вывешен на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Так называемый ежегодный сводный план проверок формируется в порядке, который утвержден приказом Генпрокуратуры РФ от 11 августа 2010 г. № 313.

Оснований для внеплановых контрольных мероприятий несколько. Давайте рассмотрим их.

Прежде всего такая проверка проводится, если истек срок исполнения предписания об исправлении ранее выявленных нарушений.

Также прокуратуру заинтересуют случаи обращения граждан, предпринимателей, организаций, а также информация, поступающая от муниципальных и государственных органов власти, информация из СМИ о фактах:

– возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, угрозы безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Так, к примеру, специалист крестьянского (фермерского) хозяйства может пожаловаться на работодателя о фактах нарушения трудового законодательства, причинении вреда.

Однако если он обратился анонимно, то данное заявление не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

К рассмотрению принимаются только подписанные обращения.

Внеплановая прокурорская проверка также может быть проведена на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Кроме того, в отношении сельхозпроизводителей могут проверить, не имеют ли место следующие нарушения ветеринарного законодательства, а именно:

– нет планов профилактики и ликвидации инфекционных заболеваний животных;

– отсутствуют заключения органов госветнадзора на проектную документацию зданий и сооружений, карты-схемы расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболеваний, специализированный персонал и техника, спецодежда, дезинфекционные средства;

– отсутствуют ветеринарно-сопроводительные документы на продаваемую продукцию (например, мясную продукцию), на складе хранятся отруби с истекшим сроком хранения;

– иные нарушения ветеринарного законодательства.

Также могут проверяться факты мошенничества руководителя крестьянского (фермерского) хозяйства и ряд других правонарушений.

Однако чаще всего прокуратура рассматривает нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Как проходит проверка

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя или его заместителя.

При проведении проверки служащие прокуратуры вправе:

– беспрепятственно входить на территории и в помещения;

– получать доступ к документам и материалам;

– проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

– требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

– требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

– проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

– вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Данные полномочия определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».

Придя на проверку, прокурор должен представить удостоверение и разъяснить предмет проверки (разъяснение может быть и устным).

Так что хозяйству обязательно стоит попросить контролеров предъявить удостоверения, дать разъяснения о причинах проверки.

Также необходимо попросить у них документ, подтверждающий право на проведение проверки (поручение прокурора, жалобу и т. д.), в случае отказа письменно запросите этот документ.

Как сказано ранее, основанием для проверки могут стать сообщения о допущенных нарушениях, поступившие от СМИ, граждан, должностных лиц и т. д. Такие обращения по общему правилу (за рядом исключений) должны быть проверены в течение 30 дней.

В необходимых случаях срок может быть продлен еще на 30 дней.

При этом граждане и организации вправе знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайны).

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в деятельности организаций.

В случае если нарушения будут выявлены, прокурор вправе:

– внести представление с требованием устранить нарушение;

– внести предостережение о недопустимости нарушений;

– обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокурор будет действовать в рамках соответствующих кодексов.

Если такие нарушения были отнесены к компетенции другого ведомства, например налогового, то в этом случае прокурор обязан передать материалы налоговикам.

Во время проверки рекомендуется представлять проверяющим затребованные документы.

Контролеры вправе требовать только те документы, которые относятся к предмету проверки.

В то же время если будут затребованы иные бумаги, то насильственно препятствовать чиновникам в их получении не стоит.

Все документы следует передавать строго по описи, на которой чиновники должны расписаться.

Обжалование решения по проверке

Если хозяйство согласно с претензиями, то недостатки следует устранить в месячный срок и сообщить об этом в прокуратуру.

Если же организация не согласна, то, по мнению автора, следует обращаться сразу в суд. Это надо успеть сделать в течение трех месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора – статья 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Внесудебный порядок в данном случае неэффективен (порядок обжалования в такой ситуации предполагает обращение к вышестоящему в порядке подчиненности прокурору с требованием рассмотрения жалобы или заявления по существу и принятия мер к прокурору, нарушившему закон).

Поскольку, ожидая реакции вышестоящего прокурора, вполне можно пропустить срок судебного обжалования.

Подавать жалобу необходимо в суд по местонахождению прокурора или по местонахождению самой организации.

В арбитражной практике большинство судебных тяжб связано с долгами сельхозпроизводителей, расходованием бюджетных средств.

Так, хозяйство обратилось к муниципальным властям с просьбой выделить финансовую помощь на приобретение семян для выполнения плана ярового сева.

Соответствующим распоряжением администрации было выделено на это 100 000 руб., но из них хозяйство должно было вернуть только 50 000 руб. (что и было сделано).

Однако прокуратура посчитала такие действия незаконными и в интересах администрации обратилась в арбитражный суд с требованием вернуть оставшуюся часть денег.

Тем не менее арбитры ФАС Центрального округа не поддержали проверяющих из прокуратуры, вынеся постановление от 28 января 2009 г. по делу № А62-1831/2008.

Поскольку данные денежные средства выделялись из резервного фонда. К тому же деньги выделялись на безвозмездной основе, а не в форме бюджетного кредита, что не противоречит бюджетному законодательству. Расходование же средств относится к полномочиям органов местного самоуправления.Важно запомнить

Большинство судебных дел, которые рассматриваются в высших судебных инстанциях, связано с долгами или использованием бюджетных средств. По иным выявленным нарушениям сельхозпроизводители судятся не так часто, поскольку штрафы незначительны. При этом рекомендуется не опасаться проверок прокуратуры, отстаивать свою правоту в судебном порядке или в вышестоящих органах прокуратуры.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа Главбуха

    Школа

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас




    © ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
    Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-62670 от 10.08.2015

    
    Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

    Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

    • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
    • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
    • Он-лайн калькуляторы
    • Специальный Бухгалтерский календарь
    • Сервис «Ответ за 24 часа»
    • Обучение в Высшей Школе Главбуха

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль