Суммы бюджетных субсидий учитываются в доходах не всегда

2611
Налоговики привлекли хозяйство к ответственности за то, что сумма полученной субсидии не была учтена при расчете единого «упрощенного» налога. Однако суд инспекторов не поддержал (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2011 г. № А70-12791/2010).

Суть спора

Организация в 2009 году получила из средств областного бюджета субсидию на поддержку сельскохозяйственного производства.

Выделение таких средств было предусмотрено региональным законодательством.

Однако эта сумма не была учтена в составе налогооблагаемых доходов при упрощенной системе налогообложения (отметим, что именно этот спецрежим применяла сельскохозяйственная организация).

Поэтому налоговики по итогам проверки составили акт и приняли решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Однако хозяйство решило оспорить такие действия контролеров в арбитражном суде. Посмотрим, что же решили арбитры.

Решение суда

Итак, арбитры заняли сторону организации. И вот подробности этого разбирательства.

При расчете единого налога учитываются доходы от реализации (определяются по правилам статьи 249 Налогового кодекса РФ) и внереализационные доходы (определяются по правилам статьи 250 Налогового кодекса РФ).

При этом не учитываются поступления, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ.

Это прописано в пункте 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

А из пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей в проверяемый период (в 2009 году), следовало, что при определении налоговой базы не учитывались целевые поступления.

К таковым на тот момент относились целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций.

То есть данная норма выделяла два вида целевых поступлений:

1) целевые поступления из бюджета;

2) целевые поступления на содержание некоммерческих организаций.

Следовательно, такой льготой могли пользоваться и коммерческие организации, получающие бюджетное финансирование.

Поэтому общество правомерно не учитывало субсидию в доходах. При этом ему нужно было вести раздельный учет доходов и расходов.

Но учтите: сейчас действует иной порядок.

Теперь к целевым по пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ относятся лишь поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. То есть данная льгота распространяется только на некоммерческие организации.>|Соответствующие изменения предусмотрены Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ (вступили в силу с 1 января 2010 года).|<

Коммерческие организации (получатели бюджетных средств) должны включать их в состав налогооблагаемых доходов.

Делается это в момент получения средств целевого финансирования. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

А вот ситуация с субсидиями, полученными в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, иная.

Данные поступления включаются в доходы не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.

К примеру, субсидии на покупку объектов основных средств необходимо учитывать в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода.

Конечно, делается это после ввода объекта в эксплуатацию и в размере оплаченных сумм.

При этом данные субсидии нужно полностью включить в доходы за два налоговых периода. Это относится и к неизрасходованным средствам.

То есть если не вся сумма субсидий израсходована к окончанию второго года, то остаток финансирования необходимо включитьв доходы этого налогового периода. Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства средства нужно отразить в книге доходов и расходов одновременно в графах 4 и 5 раздела I.

Если организация применяет объект «доходы минус расходы», то потраченные субсидии отражают в составе соответствующих показателей декларации по единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

Если же сельскохозяйственная организация применяет объект «доходы», то при определении налоговой базы потраченные субсидии учитывать не нужно, равно как и отражать их в налоговой декларации.>|Объект налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») выбирает сама организация.|<

Данный порядок приведен в разъяснениях налоговых органов – письма ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835@, от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373@.


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа Главбуха

    Школа

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас




    © ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
    Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-62670 от 10.08.2015

    
    Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

    Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

    • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
    • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
    • Он-лайн калькуляторы
    • Специальный Бухгалтерский календарь
    • Сервис «Ответ за 24 часа»
    • Обучение в Высшей Школе Главбуха

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль