Агрофирму проверяет пожарная инспекция

1297
Шестакова Е. В.
ООО «Актуальный менеджмент», генеральный директор, к. э. н.
В рамках проверки пожарной безопасности чиновники должны соблюдать все необходимые процедуры. Например, заранее уведомить хозяйство о предстоящей проверке. Иначе вынесенное постановление судьи могут признать необоснованным › |. О том, как должна проходить такая проверка, – в статье.

Установлен регламент проверки

Административный регламент проверки утвержден Приказом МЧС России от 1 октября 2007 г. № 517(далее – Административный регламент МЧС России). Предметом проверки является то, как хозяйство (или предприниматель) соблюдает обязательные требования пожарной безопасности. Проверки бывают плановые и внеплановые.

Основанием для плановой проверки является наступление времени для ее проведения.

Внеплановые проверки проводятся, в частности, при обращении граждан или юридических лиц с сообщениями о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (при этом анонимные заявления не рассматриваются). Если в результате проверки выявлены какие-либо нарушения, для хозяйства возможны следующие последствия:

– выдача предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности;

– выдача предписания по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям пожарной безопасности;

– возбуждение дела об административном правонарушении;

– вынесение постановления или решения по делу об административном правонарушении;

– внесение представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам;

– подготовка и направление ответа по результатам рассмотренных обращений и заявлений физического или юридического лица, информации от органов государственной власти или местного самоуправления;

– подготовка и направление при необходимости информации в органы внутренних дел, прокуратуру, ФНС России и другие органы исполнительной власти, местного самоуправления для принятия соответствующих мер.

По итогам проверки инспектор вправе привлечь фирму, ее работников к административной ответственности. Если же обнаружены признаки преступления, инспектор передаст материалы дознавателю Государственной противопожарной службы. При этом чаще всего за нарушения пожарной безопасности инспекторы наказывают генерального директора хозяйства. Именно руководители отвечают за соблюдение пожарных требований.

В частности, руководителю хозяйстванеобходимо:

– назначить ответственных лиц за соблюдение противопожарного состояния офисных помещений;

– определить и оборудовать места для курения;

– установить порядок обесточивания по окончании рабочего дня и в случае пожара офисной оргтехники, электрооборудования;

– установить порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

– определить порядок действий работников сельхозорганизации при обнаружении пожара;

– разработать план по реализации мер пожарной безопасности;

– обучить сотрудников мерам пожарной безопасности.

Если какое-либо из данных мероприятий не проводится, то это будет свидетельствовать о нарушениях.

Реже наказание возможно для сотрудников, ответственных за пожарную безопасность, но если они не выполнили приказ руководителя, ответственности, конечно же, не избежать.

Нарушения пожарной безопасности

В пункте 35 Административного регламента МЧС России определен перечень требований, которые не должны нарушаться. На его основании можно выделить следующие частые нарушения:

1) невыполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (например, объект не оборудован системой пожаротушения, отсутствуют огнетушители);

2) невыполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (отсутствие ответственных лиц за противопожарное состояние офисных помещений, отсутствие инструктажей по пожарной безопасности и т.д.);

3) неготовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

4) несоблюдение правил содержания территорий, зданий, сооружений;

5) отсутствие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности;

6) отсутствие на производствах планов тушения пожаров.

Частыми нарушениями также являются:

– нарушение требований к эвакуационным путям, когда выходы на лестницы блокируются либо осуществляются незаконные перепланировки;

– нарушение системы водоснабжения для целей тушения пожара, когда в результате ремонта осуществляется переделка системы водоотведения, в результате чего при возникновении пожара нельзя подключить пожарный шланг, напор воды отсутствует и т.д.;

– нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики;

– некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, а также нерабочее состояние внутреннего и (или) наружного противопожарного водопроводов;

– нарушение требований Правил пожарной безопасности, Правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.);

– отсутствие автоматической сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях, а также разработанного документа об установлении противопожарного режима.

Документальное оформление нарушений

По результатам проверки государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

Подпись (подписи) государственного инспектора (государственных инспекторов) по пожарному надзору в акте проверки заверяется (заверяются) печатью.

Номер акта проверки соответствует номеру распоряжения о проведении проверки.

К акту проверки инспекторы прилагают:

– протоколы отбора образцов продукции;

– протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз;

– объяснения физических лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований пожарной безопасности;

– предписания об устранении нарушений или по снятию продукции с производства;

– рапорт на продление срока выездной проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения выездной проверки);

– распорядительный документ органа прокуратуры (при проведении проверки в рамках прокурорского надзора);

– документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки;

– уведомления о вручении в случае направления органом ГПН заказным почтовым отправлением документов заинтересованным лицам;

– иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Если выявлены нарушения, то инспектор выдаст соответствующее предписание об их устранении.

Сроки для этого устанавливаются государственным инспектором по пожарному надзору.

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры вплоть до временного запрета деятельности нарушителей.

В случае выявления при проведении проверки противоправного, виновного действия оформляются протоколы об административных правонарушениях. Исключение только одно: если пожарный решит в качестве наказания применить не штраф, а предупреждение ( ст. 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

По общему правилу протокол нужно оформить в тот же день, когда обнаружено нарушение. Правда, есть два исключения.

Первое: если сведения о нарушителе (Ф.И.О., адрес и т. п.) неизвестны, протокол может быть составлен в течение двух суток ( ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Второе: если у инспекторов нет достаточных доказательств, что нарушены правила пожарной безопасности, они могут оформить не протокол, а определение о возбуждении административного расследования.

Арбитражная практика

По вопросу проверки пожарной безопасности сформировалась большая судебная практика.

Исходя из этого, хотелось бы дать несколько рекомендаций руководителям хозяйств.

1. Арендуя помещение, внимательно относитесь к условиям о содержании объекта в надлежащем санитарно-техническом и противопожарном состоянии. Ведь данные обязанности могут быть возложены как на арендатора, так и на арендодателя.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16 марта 2011 г. № А82-2893/2010 суд указал, что вина арендодателя не доказана, так как согласно договору аренды именно арендатор обязался содержать помещение в надлежащем санитарно-техническом и противопожарном состоянии.

2. Несоответствие технического состояния зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности, установленным стандартами, нормами и правилами, является основанием для привлечения к административной ответственности ( постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июня 2009 г. № А28-826/2009-25/16).

Нарушения заключались в следующем: не все двери лестничных клеток оборудованы уплотнениями в притворах; в помещении подвала находятся сгораемые материалы; эвакуационные выходы из внутренних лестничных клеток наружу, двери второго эвакуационного выхода, а также эвакуационные выходы помещений с одновременным пребыванием более 15 человек выполнены шириной менее 1,2 метра; высота ограждений наружных пожарных лестниц 3-го типа и ширина лестничных маршей наружных пожарных лестниц менее 1,2 метра.

3. Отсутствие в здании автоматической пожарной сигнализации, а также другие нарушения правил пожарной безопасности являются основанием для привлечения к административной ответственности ( постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 апреля 2009 г. № Ф03-1280/2009).

4. Нарушение правил и норм пожарной безопасности, а именно наличие горючей отделки на путях эвакуации, отсутствие автономной системы оповещения о пожаре является нарушением требований пожарной безопасности ( постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 января 2009 г. № Ф03-6089/2008).

5. Отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях, а также разработанного документа об установлении противопожарного режима влечет административную ответственность ( постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июля 2008 г. № Ф04-4069/2008(7595-А81-32)).



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа Главбуха

    Школа

    Проверьте свои знания и приобретите новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас




    © ООО «Актион группа Главбух», 2008 - 2016
    Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
    Все свидетельства выданы Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-62333 от 03.07.2015;

    
    Зарегистрируйтесь и продолжите использование сайта! Это бесплатно и займет всего одну минуту!

    Вы сможете продолжить чтение этого материала и получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта. Вам будут доступны:

    • Электронные справочники «Квартальный отчет» и «Расчетчик зарплаты»
    • Шаблоны и формы, необходимые в ежедневной бухгалтерской работе.
    • Он-лайн калькуляторы
    • Специальный Бухгалтерский календарь
    • Сервис «Ответ за 24 часа»
    • Обучение в Высшей Школе Главбуха

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль